ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Пятница, 26.04.2024, 03:16
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас Гость | RSS
    КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

    Влияние интернета на психику ребёнка

    Трудно, в условиях современности, представить свою жизнь без компьютера. Сказочный монитор буквально манит к себе детей и взрослых. По опросам, около 80% школьников, буквально, теряют голову от компьютерных игр, при, чем больше половины детей знакомы с ними с 5-6 летнего возраста. И, как тут не задаться вопросом: «Каково влияние компьютера на психику школьника?».

      Практически каждый школьник хотя бы раз в жизни пробовал играть в компьютерные игры. Замечено, что мальчики увлекаются играми, в которых присутствует больше агрессии и насилия, расизма это тревожный сигнал, а девочки выбирают больше развивающиеся игры на логику и мышление, ловкость.

      Предпочтение тех или иных игр связанно с их выбором среди подростков. Самый высокий рейтинг имеют игры, которые требуют ловкости, а так же спортивные, затем следуют боевые и игры с элементами насилия.

      Некоторые опросы показали, что выбор компьютера школьником, в качестве хобби, в большой степени, зависит от позиции родителей. Как оказалось, родители тех школьников, которые увлекаются компьютером, имеют более высокий интеллектуальный и образовательный уровень, чем родители тех детей, которые заняты другими типами хобби. Здесь, видимо, образованные родители лучше понимают роль компьютера в дальнейшем интеллектуальном созревании их ребенка и соответственно создают благоприятные условия для занятия именно этим видом хобби.

      Безусловно, нам нужен компьютер с его выходом в Сеть, но все должно быть в меру, имеется в виду та категория школьников, которая, входя в Интернет, ищет развлечения, многочасового общения в чатах и игры в онлайне, у них есть психологическая зависимость. Те же школьники, которые используют компьютер для учебных и познавательных целей совершенно иначе относятся к компьютеру и Интернету, но от этого не меньше риска развития различного рода нарушения в психике школьника. И чем младше ребенок, тем больше вероятность вредного влияния компьютера. При, чем затрагиваются все сферы деятельности организма:

      -  Сфера эмоций и социальных контактов, школьники, увлеченные компьютерными играми чаще всего одиноки, у них нет друзей, плохо находят контакт со своими сверстниками, не посещают кружки, общественные поручения выполняют не охотно.

      -  Возрастает опасность различных физических и психических расстройств, дети жалуются на переутомление, боли в ногах и руках, ухудшения зрения, головные боли, трудное засыпание, общая возбужденность. Родители, порой, даже и не подозревают, что причиной этих психических расстройств у их чада компьютер.

      -  Повышается уровень агрессии у школьников, количество правонарушений среди детей увлекающихся компьютерными играми гораздо больше.

       -  Возникает перераспределение интересов, дети перестают увлекаться литературой, музыкой, учебой и т.д. Но больше увлекаются просмотром видео и телевизора, и как ни это, ни странно, начинают заниматься спортом.

        Симптомы, свидетельствующие о психологической зависимости школьника от компьютера:

      -  хорошее самочувствие и настроение за компьютером;

      -  ребенок не может остановиться и продолжает сидеть за монитором;

      -  постепенное нарастание временного интервала проводимого за компьютером;

      -  отстранение от семьи и друзей;

      -  постоянная ложь родителям в оправдание за свое увлечение;

      -  устойчивые проблемы с учебой или поведением;

      -  агрессивность и раздражительность во время не нахождения не за монитором компьютера;

      -  желание все время проверять наличие электронных писем;

      -  количество денег расходуемых онлайн увеличивается;

      Все эти симптомы можно встретить у людей любой зависимости: алкогольной, наркотической и др. Если не предпринять никаких мер, то со временем это усугубляется и превращается в манию, тем самым, усиливая отрицательное влияние компьютера на психику школьника. Проявляется это неуравновешенностью, рассеянностью, самоизоляцией, неряшливостью, изменение привычных ценностей. К близким и родственникам, друзьям, такие дети, относятся наплевательски. Все это ведет к глубоким личностным изменениям и появлению новых и не приятных черт характера. А все призывы к этическим номам не дают результата.

      В отличие от взрослых, которые чаще всего, делают свой выбор осознано, дети становятся заложниками образа жизни своих родителей, они быстро приспосабливаются к миру компьютеров. Повышается агрессивность количество вспышек гнева и насилия увеличивается. Дети перестают фантазировать, неспособны создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают информацию и обобщают ее, снижена память, они становятся безответственными и наблюдается так называемая эмоциональная незрелость.

        Как предотвратить отрицательное влияние компьютера на психику школьника?

      -  Интернет в комнату ребенка проведите, как можно позже, так как после этого ситуацию Вы упустите из под контроля.

      -  Не следует доверять противовирусным программам, ни одна из них не является надежной. Лучше определите со своим ребенком, какие сайты «хорошие», а какие «плохие».

      -  Создайте для каждого члена свой рабочий стол на компьютере.

      -  Объясните ребенку, какие опасности скрывает Интернет и какие у него есть преимущества. Ведь рано или поздно он наткнется на различные сайты с аморальным содержанием, это поможет ему довериться Вам, не опасаясь наказания.

      -  Определите время допустимое для нахождения перед экраном монитора своего чада, и сами строго придерживайтесь графика.

      Если все предупредительные меры не помогли, или Вы с ними опоздали, и Ваш ребенок все же стал интернет зависимым, тогда Вам поможет только помощь психолога.

      Компьютер может стать самым заклятым врагом, а может другом, может помочь, а может навредить, с его помощью можно найти друзей, а можно полностью изолироваться от общества и стать одиноким.

     

    Методы защиты от стресса

    Всевозможные неблагоприятные факторы, встречающиеся в нашей жизни каждый день, вызывают реакцию стресса. Получается, что стресс это не какое-то очень редкое явление, как, к примеру, наводнение или солнечное затмение. Стресс, по сути, либо продолжается, либо возникает достаточно часто. Однако незначительные стрессы – это неизбежное, но вполне безвредное явление. Только чрезмерно частые, либо слишком сильные стрессы могут сильно истощить адаптационную систему организма, что в свою очередь вполне может стать причиной психосоматических заболеваний.
    Человек, адаптационный ресурс которого недостаточен, и организм уже не может успешно противостоять стрессу, становится пассивным. У него возникает чувство подавленности, беспомощности, безнадёжности. На самом деле, мы ведь умеем «справляться» с такими ситуациями. Мужчины, как правило, для выхода из такого состояния выпивают, женщины, как правило, плачут.
    Существуют два способа борьбы со стрессом.
    Активная защита от стресса. Нужно сменить сферу деятельности и найти что-либо более подходящее для душевной гармонии, способствующее улучшению состояния здоровья (музыка, спорт, коллекционирование и т.д.).
    Наиболее действенной считается активная релаксация (расслабление), с её помощью повышается природная адаптация человеческого организма, как психическая, так и физическая.
    Также в этом нелёгком, но весьма полезном деле борьбы со стрессом  будут полезны следующие несколько советов:

    • Старайтесь чаще говорить о своих проблемах с  близкими людьми, не держите всё в себе, выплесните из души весь этот негатив и наполните образовавшее пространство чем-нибудь приятным и полезным. Многие психологи считают, что общение с родными, их поддержка весьма благотворно влияют на состояние Вашей нервной системы.
    • Попытайтесь не менять привычный, устоявшийся ритм жизни. Возможно, это будет нелегко сделать, подавленность и апатия не дают выполнять привычные ежедневные обязанности, хочется просто лежать и не вставать. Монотонность и обыденность привычных дел способны благотворно повлиять на настроение.
    • Будет весьма полезно начинать день с физических упражнений.  Это значительно улучшает настроение и положительно влияет на психическое состояние. Хорошим вариантом для вас будут занятия йогой, они помогают концентрировать мысли и расслабляют тело.
    • Постарайтесь больше отдыхать. Если же Вас мучает бессонница, то просто отдохните некоторое время с закрытыми глазами в тёмной комнате, вспомните что-нибудь приятное.
    • Следует отказаться от алкоголя и кофе, или, в крайнем случае, значительно уменьшите их потребление. Эта «гремучая смесь», которая порождает сильное эмоциональное напряжение и бессонницу.
    • Следите за вашим  рационом питания.  Стоит сделать упор на свежую ,  богатую витаминами пищу.
    • Чаще посещайте общественные места. Посещение театра, кино, ужин в кафе может существенно помочь в борьбе со стрессом.

    Помните, любую болезнь легче предупредить, чем потом её лечить, и стресс не исключение.

                                                                          

    Борьба со стрессом

     

    Издавна существуют достаточно простые способы снятия стресса, не требующие длительных тренировок и особенно эффективные в неотложных, критических ситуациях.

    Для начала предлагаем вашему вниманию рекомендуемые Н. Смирновым приемы овладения собой.
    1. Выговоритесь! Всегда, в коллективах находятся люди, обладающие большим потенциалом сочувствия, к которым в трудную минуту охотно обращаются за советом. В социальной психологии, где поведение рассматривается сквозь призму ролей, такое положение в коллективе называют "жилеткой" (в нее можно поплакаться). Открытости благоприятствуют случайные встречи, будь то в поезде, самолете или очереди. Это объясняется стопроцентной гарантией анонимности подобного контакта. Одинокие люди заводят кошек, собак, потому что маленькому другу можно излить все, что накипело в душе. И в этом нет никакой мистики: животные, хорошо изучившие своих хозяев, отвечают естественными, а не наигранными, приобретенными, как у людей, знаками ответного внимания.

    2. Напишите письмо. Душевную тяжесть можно выразить через описание своих переживаний. Причем не обязательно писать какому-то конкретному адресату. Записи могут носить дневниковый характер. Если хватает фантазии, пишите своим потомкам, жителям другой планеты.

    3. Сделайте себе подарок. Можно буквально выполнить эту рекомендацию, то есть пойти немедленно в магазин и купить себе какую-то безделушку. Другой вариант: предоставить себе на 2-3 часа полную свободу, не скованную никакими обязанностями.

    4. Помогите другому! Проявляя альтруизм, вы и себе делаете добро. Любой медик подтвердит, что ни с чем несравнима радость, которую испытываешь, когда видишь помолодевшие, полные благодарности, признательности лица своих бывших пациентов.

    5. Почувствуйте землю под ногами. Эту рекомендацию можно истолковать буквально: попрыгайте, почувствуйте почву под ногами, осознайте, что все, что происходит вокруг - шум ветра, голоса птиц, движение транспорта, - касается вас. Почувствуйте себя уверенным, непоколебимым, полным богатырской мощи, оптимизма.

    6. Растворите печаль в сновидениях. "Утро вечера мудренее" - старая проверенная поговорка. Отдохнувший человек - это уже другой человек, то, что еще вчера казалось ужасающим, сегодня воспринимается спокойнее, без налета трагичности.

    7. Нет худа, без добра. Эту не менее известную поговорку можно перефразировать так: что бы ни происходило, во всем есть что-то положительное. Заболел человек - ничего, появится возможность хоть на какое-то время избавиться от тягостных проблем. И вообще - любые препятствия только закаляют личность.

    Следующий предлагаемый комплекс упражнений позволит за короткое время расслабиться, вернуть нормальную работоспособность, а значит, и не допускать себя до хронического стресса. Упражнения настолько элементарны, что можно их выполнять как дома, так и на работе.

    1. Возьмитесь обеими руками за сиденье стула, на котором сидите, напрягитесь и потянитесь вверх. Досчитайте до шести, опустите руки вдоль туловища и расслабьтесь.

    2. Отведите руки за голову и сильно надавите на шею у основания черепа, одновременно противодействуя этому давлению.

    3. Помассируйте пальцы рук - от основания до кончиков. Мужчины сначала массируют левую руку, а женщины начинают с правой руки.

    4. Медленно вдохните (мысленно сосчитав до шести), задержите дыхание на две секунды, медленно выдохните (сосчитав до двенадцати).

    Весьма полезным может оказаться так называемый сеанс психофизической настройки доктора К. Динейки.

    1. Устройтесь по удобнее, так, чтобы мышцы по возможности были расслаблены... Вам хочется вздремнуть... Выдох удлиняется... После выдоха постарайтесь несколько секунд не дышать. Во время удлиненного выдоха теплая медленная волна как бы перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения.

    2. Итак, мышцы расслаблены, веки опущены. Вам приятно находиться в Состоянии истомы. Нервная система и мозг воспринимают живительную струю кислорода. Нервные процессы уравновешиваются, силы организма восстанавливаются.

    3. Ваше сознание как легкое облачко над лучезарным морем... Волны катятся, бьются о берег. В солнечных лучах радостно искрятся брызги. Над морем безмолвно парит белая чайка.

    4. Малую птицу не сломит стихия. Крылья ведь держат, и сердце стучит... Ваши крылья - это вера в неисчерпаемую энергию мозга и уверенность в восстановлении сил, возвращении радости жизни.

    5. Ваше сердце мерно стучит. Вам легко дышится. Каждая клетка обеспечивается живительной струей кислорода. Внутреннее умиротворение разрешает вам легко воспринимать словесное самовнушение.

    Мысленно повторяйте формулы:
    "Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей и переживаний (пауза). Энергия восстанавливается с избытком (пауза). Мне становится все лучше и лучше. Я могу быть приветливым, добрым и невозмутимым (пауза)".

    "Я отдохнул. Я проникся жизнеутверждающими мыслями. Я ощущаю возрастающую уверенность в своих силах (пауза)".

    "Сеанс подходит к концу. Я буду считать про себя от трех до одного. Счет "три"! Сонливость

    проходит. Счет "два"! Я потягиваюсь. Счет "один"! Я бодр, полон сил."

    Встаньте! Будьте здоровы и жизнерадостны!

     

                        Адаптация первоклассников к школе

    Первый раз в первый класс!
     Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам.
    Начало обучения — очень напряженный период потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а  только через долгих 35 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.
     К слову, с началом систематического обучения в школе удельный объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особенно шести - семилетних , статическая нагрузка является наиболее утомительной.
    Первый год в школе — это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее потому, что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.
    Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. (Процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией). Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения. А главное, чтобы могли сопоставить успехи и их цену.
    Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
     Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.
    Наблюдения за школьниками первых классов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Большинство детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
    Иногда у этих детей отмечаются сложности либо в контактах с детьми , либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка и т. П . Но к концу октября трудности этих детей, как правило, уходят, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, с новыми требованиями, с новым режимом, он становится учеником.
    Вторая группа детей (30%) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
    Третья группа (14%) — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители, они «мешают работать в классе», «третируют детей».
    И все же необходимо заметить, что за внешним проявлением негативных форм
    поведения, или, как обычно говорится, плохого поведения ребенка, могут быть самые разные причины. Среди этих детей могут быть и те, кто плохо воспитан, и те, у которых отмечается слабость нервной системы. Для определения истинных причин «плохого поведения», если оно очень беспокоит учителей и родителей, стоит обратиться к врачу. Часто такие дети становятся «отверженными», что в свою очередь рождает реакцию протеста: они «задираются» на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь хоть так выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать эти затруднения адаптации, то все это вместе может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.
    Таким образом, можно сказать, что основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
    Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной  дезадаптации и трудностей обучения.
    По материалам «Логобург».
    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    Правило 1.
    Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
    Правило 2.
    Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
    Правило 3.
    Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
     Правило 4.
    Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ
    АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

    1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
    2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное  новый распорядок?
    3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
    4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
    5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?
    6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
    7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
    8. Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)
    9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
    10. Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то как часто?
    11. Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер сна ?

     

    Секреты добрых отношений:
    Пробуждение ребенка.
    Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".
    Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".
    Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.
    Можно включить погромче радио.
    Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.
    Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".
    Выход в школу.
    Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.
     "Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".
    Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

    Возвращение из школы.
    Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.
    - Как дела в школе?
    - Нормально.
    - А что сегодня делали?
    - А ничего.
    Что получил? И т.д.
    Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный ? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад , что пришел домой?").
    "Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.
    Пора спать.
    Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.
    Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.

     

    Несколько коротких правил
    — Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
    — Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
    — Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
    — Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
    — Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
    — Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
    — Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
    — Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
    — Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
    — Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
    — Признавайте права ребенка на ошибки.
    — Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
    — Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
    — И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
    Делать уроки...
    без стресса

         Скучная повинность для детей, нервное и тягостное дело для родителей... И это неправильно! Восемь практических советов о том, как уйти от стресса и получить от домашних заданий хоть немного удовольствия.

     1.  КАК ЭТО ОРГАНИЗОВАТЬ?
         Ежедневно дети возвращают­ся домой, нагруженные всем тем, что надо выучить, вы­полнить, написать... Первый вопрос - время, чтобы окон­чательно покинуть школьный мир и войти в домашний. Детям младше 13 лет для этого необ­ходимо от 45 минут до 2 ча­сов (на обед, игры, в том числе и подвижные). Пока отложите разговоры о школе: ребенку вряд ли удастся переключиться, если прямо с порога ему при­дется отвечать на расспросы о контрольной по математике. Золотое правило: превратить выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал, проис­ходящий в определенный час, в одном и том же месте. Такие рамки помогают упорядочить процесс обучения. «Лучшее время для выполнения до­машних заданий - с 15 до 17-18 часов, - говорит доктор биологических наук, дирек­тор Института возрастной фи­зиологии РАО Марьяна Без­руких. - Что делать, если уже поздно, а ребенок еще чего-то не сделал? Сегодня - ниче­го: вы этого просто не успели. Можно попробовать вернуть­ся к недоделанному с утра, встав пораньше или повторив задание по дороге в школу». А вот длительность занятий может быть разной: у каждо­го ребенка свой ритм; раз­ным бывает и объем заданий. «Школьникам трудно сде­лать все в один присест, - про­должает Марьяна Безруких. - В 8-12 лет идеальное время для работы - полчаса без пере­рыва. Сверх этого времени де­тям трудно концентрировать­ся». Поэтому необходимы пе­рерывы - 5-10 минут, за кото­рые ребенок может расслабить­ся, изменить позу, снять на­пряжение зрения. Можно вы­пить стакан сока, съесть ябло­ко или дольку шоколада.

    2.  Нужен ли взрослый?
         Да, потому что без его присутствия детям еще трудно организовать свою работу. Им требуется несколько лет, чтоб: научиться самостоятельно работать и управлять своим расписанием. Оставаясь с заданиями один на один, ребенок рискует «застрять» на одном упражнении, полчаса перечитывать условие задачи, не двигаясь дальше. Кроме того, детям необходимо одобрение сделанного. Присутствие взрослого (не обязательно папы или мамы важно, чтобы это был человек, которому ребенок доверяет) успокаивает их и подпитывает веру в собственные силы. Если у вас нет возможности быть рядом каждый день, договоритесь о правилах выполнения домашних заданий. Например, ребенок самостоятельно делает чтение и простые упражнения, а вы, вернувшись с работы, проверите сделанное и будете рядом, пока он доделает остальное. «Не заставляйте ребенка переписывать все, если в работе обнаружились какие-то не принципиальные ошибки, предостерегает Марьяна Безруких. - Просто научите его аккуратно их исправлять в уже выполненном задании». В некоторых семьях принято делать всю работу на черновике: родители проверяют ее вечером и ближе к ночи полусонный ребенок переписывает задания набело. И, конечно же, делает новые ошибки.  На черновике можно потренироваться в написании отдельных букв и слов, посчитать в столбик или решить задачу. Но не нужно, например, выполнять начерно все упражнение по русскому языку, чтобы потом переписывать его в тетрадь.

     

                              З. СКОЛЬКО НУЖНО ПОМОГАТЬ?
           Научите ребёнка ставить правильные вопросы, чтобы самому продвигаться в рассуждениях.
         Когда родители рядом, ребен­ку может показаться, что они полностью в его распоряже­нии. «Ему необходимо знать, что взрослые присутствуют не для того, чтобы за него делать уроки, - объясняет Марьяна Безруких. - Вы можете вме­сте посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь ее начать и... заняться свои­ми делами, уточнив, что будете рядом, если ему понадо­бится помощь. Позже вы смо­жете вместе проверить выпол­ненное задание». Не стоит си­деть с ребенком и следить за каждым движением его руки. «Контролируя любой его шаг, мы лишаем его возможности стать самостоятельнее, снима­ем с него ответственность, - продолжает Марьяна Безру­ких. - Именно поэтому так много 11-12-летних детей не умеют делать домашние за­дания без участия взрослых». Еще одно правило: не решайте за него, а учите ставить правильные вопросы, чтобы продвигаться в своих рассуж­дениях и решать задачи са­мому. Например: «Что нужно сделать, чтобы разделить это число на два?»; «Ты хочешь проспрягать этот глагол, а знаешь, к какому спряжению он относится?» В результате ре­бенок почувствует радость и подъем от того, что смог выполнить задание сам. Одно­временно он учится находить собственный метод работы, быть самостоятельным.

                            4. КАК ОБЩАТЬСЯ С УЧИТЕЛЕМ?
         Некоторые родители счита­ют домашние задания слиш­ком тяжелыми или даже бес­полезными. Другие требуют от учителя дополнительных упражнений. И в том, и в дру­гом случае, настаивая на сво­ем, они... мешают развитию ребенка! Первый подход от­рицает его способности и сни­жает желание прилагать уси­лия; второй излишне давит и может привести к тому, что ребенок вообще откажется вы­полнять домашние задания. Обе позиции возникают, когда у родителей не складывают­ся нормальные, доверитель­ные отношения с учителем и школой вообще. «Сотруд­ничайте с учителями, - при­зывает Марьяна Безруких. - Если у вас есть вопросы, свя­занные с выполнением до­машних заданий, обсуждайте их. Методики меняются очень быстро, и ваш ребенок наверняка учится уже не по тем программам, по которым учились вы. Учитель может дать точный совет, как ком­фортнее и продуктивнее за­ниматься дома». Стоит ли настаивать на том, чтобы ре­бенок сам выяснил в классе непонятные вопросы? «Дети часто не знают, как попро­сить учителя объяснить, не умеют сформулировать, что именно им не ясно, - объяс­няет Марьяна Безруких. - Ребенка нужно специально этому учить, и это задача ро­дителей».

                            5. НУЖНЫ ЛИ ДОПОЛНИ­ТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ?
         Иногда после завершения обязательной работы может оказаться полезным предло­жить ребенку один - два до­полнительных вопроса, чтобы убедиться, что он действи­тельно хорошо усвоил тему. Чтобы эти вопросы не воспринимались как наказание, объясните ему: «Тебе было не­просто справиться с этой зада­чей; попробуй для проверки решить еще одну, чтобы в шко­ле чувствовать себя совсем уверенно и свободно». Еще эффективнее предложить сы­ну или дочери практическое и одновременно игровое при­менение полученных знаний. «Например, решив задачку по математике, можно про­читать кулинарный рецепт и рассчитать количество про­дуктов, а, написав диктант, поискать определения слов в словаре или Интернете».Но не стоит впадать и в другую крайность, превращая в уроки все интересное. Требовать от ребенка слишком многого - верный способ внушить ему отвращение к учебе.

                       6 . КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ? var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

    Создать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024