СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
о профориентационной работе
Порядок организации и проведения профориентационной работы ведется с учетом требований ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении».
Профориентационная работа и формирование осуществляется на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств воздействия, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях учащихся, их ориентирование на специальности и направления, предоставляемых средними-специальными и высшими учебными заведениями.
Цель и задачи профориентационной работы:
Цель профориентационной работы
– подготовить учащихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Задачи профориентационной работы:
- Формирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии.
- Определение склонностей, интересов и способностей учащихся к конкретному виду деятельности и возможностей реализации.
- Развитие значимых для профессиональной деятельности
психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.)
и специальных (математических, художественных и др.) способностей.
- Создание условий для общекультурной и допрофессиональной подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей.
- Ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии.
- Пропаганда востребованных в обществе профессий.
- Оказание помощи учащимся при решении вопроса о выборе профессии.
- Организация совместной деятельности школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта по профориентации учащихся.
2. Основные мероприятия (направления) профориентационной деятельности
Вся профориентационная работа осуществляется с определенным акцентом по направлению, по которому идет подготовка в школе. Однако этот акцент не должен ущемлять свободу выбора выпускника.
В соответствии с поставленными целями и задачами профориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в школе.
Основные мероприятия по профориентационной работе:
• проведение консультаций с учащимися по выбору направления, наиболее соответствующей их способностям, склонностям и подготовке;
• организация и проведение тестирования по выявлению профессиональных интересов;
• проведение профориентационной работы среди учащихся, направленной на приобретение перспективных, общественно значимых специальностей,
• установление связи со средними профессиональными учебными заведениями и высшими профессинальными учебными заведениями;
• организация и проведение встреч учащихся с представителями профессий, пользующихся спросом на рынке труда;
Работа с учащимися в школе по профессиональному
самоопределению:
· преподавание в школе – углубленное изучение предметов;
· руководство научными обществами учащихся – кружковая работа;
организация и проведение тематических экскурсий;
· проведение анкетирования учащихся по их самоопределению в профессии;
· активизация интереса учащихся к выбору профессии;
Работа с классными руководителями в школе по профессиональному самоопределению учащихся:
· взаимодействие с классными руководителями по выявлению способностей, склонностей, уровня обучения учащихся;
· изучение склонностей, интересов в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды внеклассной деятельности;
Работа с родителями учащихся по профессиональному
самоопределению учащихся:
· участие в родительских собраниях;
· информирование родителей учащихся о специальностях
(профессиях)
· участие в коррекции профессиональной направленности учащихся;
· информирование о правилах приема, перспективах развития рынка труда,
· разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации учащихся – выборе профессии.
Организационно-массовые формы профориентационной работы:
· психолого-педагогические тренинги профессионального самоопределения учащихся;
· лекции по профориентации;
Методическая работа:
· Разработка и апробация методик профессионального самоопределения;
· профессиональное ориентирование учащихся через включение в научно-исследовательскую деятельность.
Профориентационные диагностика и консультации:
· исследование мотивации выбора профессии;
· исследование профессиональных интересов;
· исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
· индивидуальные консультации для учащихся, родителей,
педагогов.
Работа с родителями обучающихся:
· тематические родительские собрания;
· классные часы с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
· встречи учащихся и родителей с выпускниками – студентами ССУЗОВ И ВУЗОВ
Профориентационная работа на первой ступени:
Цели: Выявление интересов учащихся; расширение интереса и воспитание к познанию мира профессий; расширение об окружающем мире.
Задачи:
Определить уровень знаний учащихся о мире профессий; расширить знания об интересующих их профессиях; познакомить с новыми профессиями, доступными для понимания в данном возрасте.
Направления реализации работы:
• работа по реализации проекта «Школьный двор»
• экскурсия в кабинет труда и школьную мастерскую
• встречи с родителями: «Уважение к людям труда»
• беседы-разговор о профессиях: «Мамы разные важны, мамы всякие нужны», беседа «Профессии наших родителей», экскурсия в столовую, знакомство с профессией повара, беседа «Как хлеб на столе появился»
•проведение конкурса рисунков «Кем быть».
Профориентационная работа на второй ступени (5-8 классы)
Цели:
Формирование личности, имеющую потребность в самопознании и самореализации; воспитание человека, владеющего необходимыми знаниями.
Классные руководители создают условия для изучения склонностей и способностей учащихся, формируют у учащихся представления о влиянии определённых факторов на выбор профессии, знакомят с миром
профессий, формируют практические умения и навыки через беседы:
«Роль знаний в выборе профессии», «Чем могу помочь дома?», «Сколько стоит минута?», «Мир профессий и место в нём человека», беседа «Моё любимое занятие», экскурсии – «Работа моих родителей» и т.д.
9класс - 11 классы
..............................................................
Цели:
Формирование качеств личности, необходимых в современных условиях; воспитание человека, желающего и умеющего получать знания и использовать их на практике; формирование осознанного подхода к выбору профессии с учётом индивидуально-психологических особенностей.
Цели реализуются через различные виды, формы и методы:
Спецкурсы по направлениям:
- гуманитарное образование;
- естественно-научное направление;
- естественно-математическое;
- оборонно-спортивное направление;
- социально-экономическое;
2. Диагностика профессиональных склонностей с целью определения будущих профессий.
|