ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Четверг, 28.03.2024, 13:59
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас Гость | RSS
    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ
    учителям общеобразовательных школ при работе
    с неуспевающими и слабо успевающими учащимися

    /Использование учителем в своей работе данных рекомендаций позволит повысить качество знаний и успеваемость учащихся./

             При работе с данной категорией учащихся учитель должен руководствоваться следующими правилами:

    • понимать и без оценочно принимать внутренний мир своих учеников;
    • вести себя естественно, в соответствии со своими взглядами и чувствами;
    • к школьникам относится доброжелательно, с уверенностью в возможности и способности каждого ученика;
    • стимулировать и активизировать осмысленное учение и свободное развитие личности, познавательные мотивы школьников, их любознательность;
    • помогать учащимся формулировать стоящие перед ними цели и задачи;
    • максимально использовать различные технологии, формы, методы и средства обучения;
    • ипользовать различные виды обратной связи между ним и учеником: собеседования, опрос-диалог, дискуссия, совместно-групповые формы обучения и т.д.;
    • поддерживать групповые формы работы учащихся;
    • предоставлять учащимся разнообразные учебные материалы.

     

    СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
    неуспевающим и слабоуспевающим учащимся может включать следующие меры:

    • помощь в планировании учебной деятельности;
    • повторение и выполнение минимального количества заданий для ликвидации пробелов и устранения типичных ошибок;
    • дополнительное конструирование в ходе учебной деятельности;
    • помощь в алгоритмизации и развитии различных психических процессов с использованием памяток, инструктивных карточек и упражнений;
    • стимулирование активности учащихся в учебной деятельности путём поощрений, создание ситуации успеха и т.д.;
    • контроль за учебной деятельностью, побуждение к самоконтролю и взаимоконтролю.

    При работе с детьми данной категории основным подходом является так называемое «поддерживающее обучение». Суть его заключается в том, что новая  информация выдаётся небольшими дозами  в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими учащимися.
    Учитель делает короткую презентацию, включает в обсуждение учебного материала школьников, а затем продолжает работу с содержанием нового материала и вновь привлекает учеников к самостоятельному осмыслению и объяснению услышанного. Далее он может дать новую порцию материала с последующей самостоятельной работой учащихся. Разные виды поддержания активности на занятиях в достаточной мере чередуются, что позволяет учителю постоянно управлять познавательной деятельностью учеников.
    Для того чтобы дать ученику почувствовать ответственность за свою работу, предлагается чаще давать ученикам небольшие задания, выполнения которых позволит проводить самооценку полученных результатов и чувствовать «продвижение» в учёбе. Эти учащиеся больше других нуждаются в создании ситуации успеха.
    Для достижения большей эффективности процесса должны быть правильно соотнесены психолого-педагогические особенности учеников и специфика учебного процесса.

    психолого-педагогические особенности учеников

    специфика учебного процесса

    Повышенная утомляемость, ослабленное здоровье.

    Правильное распределение учебного времени на занятиях. Смена вида деятельности. Благоприятный эмоциональный климат.

    Медленный темп учебной деятельности

    Согласование темпа объяснения материала с возможностями его осознания учениками. Включение в процесс обучения различных форм помощи ученикам.

    Недостаточное развитие психических функций

    Построение системы коррекционно-развивающих занятий на учебном материале, органически включённых в учебный процесс.

    Отсутствие или низкий уровень мотивации обучения

    Разработка системы учебных занятий, повышающих интерес к изучаемому. Оценка и поощрения малейших успехов ученика.

    При обучении используется метод «малейших шагов» с большой детализацией, развёрнутостью действий  в форме алгоритмов, с использованием предметно-практической деятельности детей.
    На различных этапах занятия с неуспевающими и слабоуспевающими учениками могут быть использованы следующие виды помощи:

    • В процессе контроля за подготовленностью учащихся
      • Создание атмосферы особой доброжелательностью при проверке знаний, умений, навыков;
      • Снижение темпа опроса, выделение дополнительного времени при подготовке ответов на вопросы учителя;
      • Предложения учащимся примерного плана ответа;
      • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления или процессы;
      • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
    • При изложении нового материала:
      • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы;
      • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
      • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям.
    • При организации и в ходе самостоятельной работы на занятиях:
      • Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их;
      • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
      • Предупреждение о возможных затруднениях, использования карточек –консультаций, карточек с направляющим планом действий;
      • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
      • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
      • Напоминание приёма или способа выполнения задания;
      • Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, правила;
      • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнения;
      • Инструктирования о рациональных путях выполнения заданий, требования к их оформлению;
      • Стимулирование самостоятельных действий, тщательный контроль за выполнением заданий, указания на ошибки, проверка, исправления.

     

    Особенности педагога, работающего с одаренными детьми

    Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
    Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
    Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
    Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.
    Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло по пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было “подтвердить” свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
    Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.
    Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
    В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной индивидуальности.

    Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
    Воспитание ребенка – это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

    Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

    Результаты активного слушания
    1. Исчезает  или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
    2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше
    3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

     

    ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ 

    1. Повернитесь к ребенку лицом. Его и ваши глаза должны находиться на одном уровне.

    2. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

    3. Важно в беседе «держать паузу».

    4. Повторите услышанное и обозначьте чувство ребенка.

     

    Поощрение и наказание в семье

    Обычно много споров внушает вопрос о физических наказаниях. Лично я определенно против них. Они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата от них меньше, чем негативного. Единственный вариант физического воздействия, который не внушает сомнения – это обуздание разбушевавшегося ребенка.
    Естественное следствие непослушания – это один из видов наказания, исходящий из самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме самого себя.
    Малыш, оцарапанный кошкой, или школьник, получивший двойку за невыученный урок, может быть, впервые почувствует смысл родительского требования, не трогать кошку или выучить урок.
    Один такой опыт стоит десятка словесных наставлений.
    Хотя порой родителю и хочется сказать: «Я же тебя предупреждал…», «Не послушался – пеняй на себя». Этого делать не стоит. Во-первых, ребенок прекрасно помнит о вашем предупреждении, во-вторых, он сейчас расстроен и глух к любым разумным замечаниям; в-третьих, ему тяжело признаться в своей ошибке, и он готов оспаривать вашу правоту.
    Второй тип наказаний – более привлечет, он исходит от родителя. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а заканчивается выполнением обещенного. Например: «Если ты не прекратишь грубить, я поставлю тебя в угол», «Если ты не уберешь комнату, то не пойдешь гулять». Этот вариант приемлем. Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению.
    Применяя наказания лучше придерживаться важного правила: наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое.


    Пример: В семье заведено, что по выходным мама печет яблочный пирог или вы вместе отправляетесь на прогулку… дети очень ценят подобные семейные традиции. Это настоящий праздник для ребенка. Однако, если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот  день  или неделе отменяется и т.д.
    Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное – не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо, когда родитель не дарит ими свое время, потому что расстроен или рассержен.
    А что бывает, если из-за того, что родителю всегда «некогда», все воспитание ограничивается требованиями, замечаниями и наказаниями?  Как правило, в таких случаях добиться дисциплины бывает намного труднее. Но главное – это опасность потерять контакт с ребенком: ведь временное недовольство, которое здесь неизбежно, будет накапливаться и разъединять.
    - С поощрениями все понятно.
    - Нехватка времени родителей.
    - Сколько раз в день обнимаете и целуете ребенка?
    - Битьё – это выплескивание своей негативной энергии и эмоций.

     

    Создать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024